Занятие девятое для начальной школы девятое. Тема: Знаки дорожного движения.

Цель. Создать условия для ознакомления учащихся с видами дорожных знаков.

Задачи:

1. Рассказать учащимся о группах дорожных знаков.
2. Создать условия для развития у учащихся приемов логического мышления; устной речи; воображения и мелкой моторики руки; обогащения словарного запаса обучающихся и расширения детского кругозора.
3. Довести до сознания детей важность знаний дорожных знаков.

Оборудование: сборник сказок «Дорожные приключения Бимы, Бома и Бама» Кешишана Р.А., Марченко М.О. Предит А.В., Шмундяка В.Л.; мультимедийная презентация «Группы дорожных знаков»; компьютер, проектор и экран (либо интерактивная доска).

1. Актуализация опорных знаний. Сообщение темы и цели занятия.
*
Как вы думаете, что относится к источникам информации?
*
Сегодня мы с вами продолжим знакомство со сборником сказок «Дорожные приключения Бимы, Бома и Бама» и узнаем об основных носителях информации о дороге.

2. Прослушивание сказки «Знаконария» с последующим обсуждением.

*
Послушайте название сказки. Как вы думаете, что такое «Знаконария»?
*
О чем может быть это произведение?

- Учитель на доске записывает детские предположения.

Прослушивание сказки «Знаконария».
*
Оправдались ли ваши предположения?
*
Почему эту страну так назвали?
*
Чем Знаконария отличалась от Транспортинарии?
*
Почему жители Знаконарии в основном общались с помощью знаков?
*
В каких случаях удобнее общаться с помощью знаков?
*
О чем Бам, Бом и Бима узнали во всемирном музее знаков?
*
Когда зародились первые знаки?
*
О чем они могут нам рассказать?
*
Расскажите о египетских знаках.
*
Что является системой знаков?
*
Как вы думаете, почему язык является системой знаков?
*
Что еще относится к системе знаков?
*
О чем нам могут рассказать цифры?
*
Для чего люди сделали звезды знаками?
*
Как мы можем ориентироваться по звездам?
*
Назовите первые дорожные знаки.
*
О дорогах заботились наши предки еще с тех пор, когда ездили на лошадях или ходили пешком. В степи укладывали камни и ставили столбы, а в лесу делали затесы на деревьях и вешки из сучьев. На перекрестках устанавливали каменные или деревянные кресты, строили часовни. Верстовые столбы стали полосатыми при Петре I, повелевшем окрашивать их в цвет русского национального флага, потому что «полосатость» хорошо просматривалась на расстоянии. Позже на столбах, расположенных на перекрестках, стали делать надписи о том, куда ведет «путь-дорога». Пока скорость экипажа лошадей не превышала 20 км/ч, об особых дорожных знаках не помышляли.
*
Почему со временем увеличивается количество дорожных знаков?
*
Прототипы современных дорожных знаков стали появляться еще в конце XIX века, одновременно с появлением первых автомобилей.

В 1903 г. во Франции приняли Акт по моторным машинам об установке знаков перед перекрестками, опасными поворотами и прочими «ужастями». Через несколько лет стало ясно, что и без запретов не обойтись.

Почти за сто лет с того времени количество знаков увеличилось, они меняли свой вид. Изменения шли параллельно с усовершенствованием самих средств передвижения. Поскольку опасность возрастает пропорционально скорости, внимание к дорожным знакам и к их установке возрастает.

В 1909 году в Париже состоялась первая Международная конференция по автомобильному движению. На этой конференции обсуждались и вопросы о дорожной сигнализации. Конференция утвердила четыре предупреждающих знака: «Неровная дорога», «Извилистая дорога», «Пересечение с железной дорогой», «Пересечение дорог», которые должны были устанавливаться за 250 метров до опасного участка.

В 1926 году в Париже созывается Международная конференция с участием 50 государств. На этой конференции система дорожной сигнализации была дополнена еще двумя знаками: «Неохраняемый железнодорожный переезд» и «Остановка обязательна».

В 1931 году в Женеве на Конференции по дорожному движению была принята новая «Конвенция о введении единообразия в сигнализацию на дорогах», в соответствии с которой количество дорожных знаков было увеличено до 26 и они были разбиты на три группы: предупреждающие, предписывающие и указательные. Эта система знаков действовала в нашей стране до 1961 года.

В 1949 году в Женеве на очередной Международной конференции по дорожному движению был принят «Протокол о дорожных знаках и сигналах». В Протоколе были даны рекомендации о размещении знаков, их размерах и цвете. Для предупреждающих и запрещающих знаков должен применяться светлый фон – белый или желтый, для предписывающих знаков – синий. Протоколом предусматривалось существование 51 дорожного знака: 22 – предупреждающих, 18 – запрещающих, 2 – предписывающих и 9 – указательных. В нашей стране система знаков, предусмотренная Протоколом 1949 года, была введена позже и просуществовала до 1973 года.

Действующая в нашей стране система дорожных знаков основана на международной Конвенции о дорожных знаках и сигналах 1968 года. В настоящее время на территории нашей страны действуют 172 дорожных знака, не считая их различных модификаций.

*
Почему Знакарий похвалил ребят, несмотря на то, что они знали только половину знаков?
*
Для чего нужно знать пешеходные знаки?
*
Какие шесть знаков знали дети?
*
Кто стал победителем в расстановке знаков? Почему?
*
Какие ошибки допустили Бом и Бам?
*
Что нужно было сделать, чтобы исправить ошибки?
*
Как вы думаете, чему научились ребята в Знаконарии?
*
А какие дорожные знаки знаете вы?

3. Просмотр мультимедийной презентации «Группы дорожных знаков».

Дорожные знаки рассказывают, где можно двигаться машинам или пешеходам и с какой скоростью, где можно перейти дорогу, предупреждают об опасностях. Поэтому дорожные знаки называют дорожной азбукой.

В настоящее время все дорожные знаки разделены на восемь групп:

- предупреждающие знаки;

- знаки приоритета;

- запрещающие знаки;

- предписывающие знаки;

- знаки особых предписаний;

- информационные знаки;

- знаки сервиса;

- знаки дополнительной информации (таблички).

Знаки бывают круглые, прямоугольные, треугольные. Они могут различаться по цвету. В зависимости от формы и цвета дорожного знака меняется и его назначение.

Назначение дорожных знаков легко запомнить. Если знак имеет треугольную форму с красной каймой – он относится к группе предупреждающих знаков. Эти знаки информируют водителей о том, что впереди опасный участок дороги, надо быть внимательным и снизить скорость.

Круглые знаки с красной каймой с белым, а некоторые - с голубым фоном относятся к группе запрещающих знаков. Запрещающие знаки всегда с красной каймой (ассоциация с огнем или красным сигналом светофора, красный - значит опасный).

Если знак имеет круглую форму с голубым фоном – это предписывающий знак, указывающий направление движения, минимальную скорость и т.д.

Прямоугольные – знаки особых предписаний и информационные знаки. Они имеют различный фон: синий, зеленый, белый и желтый.

Знаки дополнительной информации (таблички) имеют прямоугольную форму и, как правило, белый фон.

Далее проводится игра «Угадай-ка!».

Учитель показывает детям слайды с изображением знаков, просит детей назвать их и сказать, для чего они предназначены:
*
предупреждающие: «Пешеходный переход», «Дети», «Пересечение с велосипедной дорожкой», «Искусственная неровность», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом»;
*
запрещающие: «Въезд запрещен», «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»;
*
предписывающие: «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»;
*
знаки особых предписаний: «Пешеходный переход», «Жилая зона», «Искусственная неровность»;
*
информационные знаки: «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход»;
*
знаки сервиса: «Место отдыха», «Пункт питания», «Телефон», «Мойка автомобилей», «Больница».

После этого учитель показывает слайд, на котором размещены рисунки изученных дорожных знаков и предлагает детям выбрать дорожные знаки, предназначенные для водителей или для пешеходов.

3. Творческое задание.

Рисование на тему «Дорожные знаки на улицах нашего города».

4. Вопросы для закрепления знаний

*
Для чего нужны дорожные знаки?
*
На какие группы делятся все дорожные знаки?
*
Когда стали появляться первые дорожные знаки?
*
Сколько дорожных знаков было утверждено на первой Международной конференции по автомобильному движению в Париже в 1909 году?
*
Какие внешние признаки имеют предупреждающие, запрещающие, предписывающие дорожные знаки?
*
Для чего нужно знать дорожные знаки?

0