Занятие десятое для начальной школы. Тема: Новое о светофорах и их сигналах. Сигналы регулировщика.

Цель. Создать условия для закрепления знаний учащихся о светофорах и их сигналах, сигналах регулировщика.

Задачи:
*
Повторить и закрепить знания о светофорах и их сигналах. Вспомнить сигналы регулировщика.
*
Создать условия для развития у учащихся приемов логического мышления; устной речи; воображения и мелкой моторики руки; обогащения словарного запаса обучающихся и расширения детского кругозора.
*
Довести до сознания детей важность сигналов светофора и регулировщика.

Оборудование: сборник сказок «Дорожные приключения Бимы, Бома и Бама» Кешишана Р.А., Марченко М.О.  Предит А.В., Шмундяка В.Л.; мультимедийная презентация «О светофорах и регулировщике»; компьютер, проектор и экран (либо интерактивная доска).

                                                                                                 Ход проведения

1. Актуализация опорных знаний. Сообщение темы и цели занятия.
*
Какие виды светофоров вы знаете?
*
Что вы знаете о сигналах светофора?
*
Только ли светофоры могут регулировать движение транспортных средств и пешеходов?
*
Какие жесты регулировщика вы знаете, и что эти жесты означают?
*
Сегодня мы с вами продолжим знакомство со сборником сказок «Дорожные приключения Бимы, Бома и Бама» и закрепим свои знания о регулировании движения на дорогах.

2. Прослушивание сказки «Светофонария» с последующим обсуждением.

*
Прочитайте название сказки. Как вы думаете, что такое «Светофонария»?
*
О чем может быть это произведение?

- Учитель на доске записывает детские предположения.

Прослушивание сказки «Светофонария».
*
Оправдались ли ваши предположения?
*
Почему эту страну так назвали?
*
Почему Светофонария располагалась под землей?
*
Чем Светофонария отличалась от Знаконарии и Транспортинарии?
*
Что еще особенного было в Светофонарии?
*
Какие светофоры были в Светофонарии?
*
Какая проблемная ситуация возникла в Светофонарии?
*
Как Бом, Бам и Бима помогли решить ее?
*
С какими жестами регулировщика они познакомили жителей Светофонарии?
*
Как бы вы помогли жителям этой страны?
*
О каком новом виде светофора Бам узнал вначале сказки?
*
Для чего он предназначен?

3. Рассказ учителя и его беседа с учениками в ходе просмотра мультимедийной презентации.
*
Что вам известно об истории светофора?

Первый светофор появился в 1868 г. в Лондоне перед зданием парламента. Назывался он «семафор» и имел только два световых сигнала: зеленый и красный, желтого сигнала не было.

У нас в стране первый светофор установили в Москве в 1929 году на перекрестке улиц Кузнецкий мост и Петровка. Светофор был похож на часы с круглым циферблатом, разделенным на секторы красного, желтого и зеленого цветов. На циферблате устанавливалась стрелка, которую регулировщик поворачивал вручную. Если стрелка попадала на красный цвет, то движение запрещалось, на желтый - надо было подождать, а зеленый цвет означал, что путь свободен.

Позже появились электрические светофоры, которые действуют и сейчас, хотя внешне они изменились.

Современный светофор – это устройство, которое своими световыми сигналами разрешает или запрещает движение транспорта и пешеходов
*
В какой последовательности расположены сигналы светофора? Почему?

Действие сигналов светофора ограничено во времени. В светофоре зеленый сигнал сменяется желтым для того, чтобы транспорт и пешеходы, находящиеся на перекрестке, могли закончить движение через него. Желтый сигнал сменяется красным. Когда время действия зеленого сигнала истекает, он начинает мигать, предупреждая участников движения о том, что скоро включится сигнал красного цвета. Если зеленый сигнал светофора начал мигать, необходимо воздержаться от перехода проезжей части.

Современные светофоры оснащены секундомером. Такие светофоры очень удобны для широких дорог. По экрану пешеход сможет определить, успеет ли он перейти дорогу.

Некоторые светофоры дополнительно оснащены звуковым сигналом. Одновременно с включением зеленого сигнала светофора включается звуковой сигнал. Это помогает слепым пешеходам или людям с ограниченным зрением переходить проезжую часть.

На многих перекрестках светофоры имеют дополнительную секцию, которая разрешает или запрещает движение только в одном направлении, например, направо или налево.

Для регулирования движения пешеходов или велосипедистов могут применяться специальные двуцветные светофоры с изображенными на них соответственно человечком или велосипедистом. Включение красного сигнала запрещает движение пешеходам или велосипедистам, включение зеленого сигнала движение разрешает.

На железнодорожных переездах устанавливаются специальные светофоры, имеющие один или два фонаря красного цвета. При приближении поезда светофор автоматически включается, и фонари начинают мигать, запрещая движение через переезд.

В крупных городах для регулирования движения трамваев используются специальные светофоры, имеющие четыре фонаря белого цвета – один внизу и три - вверху. Если горит нижний сигнал, то движение трамваю разрешено. Горящие верхние сигналы показывают, в каких направлениях разрешается движение.

Нередко на перекрестке можно увидеть человека в специальной форме – регулировщика, который управляет дорожным движением, изменяя положение своего корпуса (поворачиваясь) и выполняя руками определенный жесты. Часто регулировщик держит в правой руке специальный жезл – палку с чередующимися белыми и черными полосами.
*
Расскажите о жестах регулировщика.

Регулировщик обращен к водителям и пешеходам спиной или грудью, а руки вытянуты в стороны или опущены. Такое положение регулировщика соответствует красному сигналу светофора, поэтому двигаться всем транспортным средствам и пешеходам запрещено.

Регулировщик поднял руку с жезлом вверх. Сигнал означает внимание, всем остановиться. Можно считать, что этот сигнал регулировщика соответствует желтому сигналу светофора.

Регулировщик обращен к водителям и пешеходам боком, руки у него вытянуты в стороны или опущены. Включился зеленый сигнал светофора – автомобилям можно ехать прямо и направо, а пешеходам разрешается переходить проезжую часть.

Правая рука регулировщика вытянута вперед. Пешеходам разрешено переходить проезжую часть только сзади регулировщика, за его спиной, а спереди путь закрыт.

Регулировщик может подавать и другие сигналы жестами рук – главное, чтобы они были понятны водителям и пешеходам. Регулировщик – строгий хозяин на дороге. Все его должны слушаться. А не послушаешься – он засвистит в свисток и взмахнет полосатым жезлом: остановитесь, пожалуйста, вернитесь на тротуар.

Если на перекрестке стоит регулировщик, присмотритесь к нему внимательнее. Все его жесты понятны. Он всегда придет вам на помощь. Для этого он и находится на перекрестке, чтобы помогать водителям и пешеходам.

4. Игра.

Группа учащихся из 5 человек выстраивается в одну шеренгу. Напротив них стоит один ученик, который изображает регулировщика.

Регулировщик регулирует движение с помощью жестов.

Если регулировщик становится к пешеходам правым или левым боком (зеленый сигнал светофора) – движение разрешено и пешеходы делают шаг вперед.

Если регулировщик поднял руку вверх (желтый сигнал светофора) – двигаться нельзя и пешеходы остаются на месте.

Если регулировщик поворачивается к пешеходам спиной или грудью (красный сигнал светофора) – пешеходы делают шаг назад.

Затем пешеходы разбиваются на две группы – справа и слева от регулировщика. Регулировщик вытягивает вперед правую руку и поворачивается к пешеходам то грудью, то спиной, то правым боком, то левым боком. Со стороны груди и спины движение пешеходам запрещено – они делают шаг назад. Когда регулировщик поворачивается к пешеходам правым или левым боком, то одна группа можно двигаться вдоль спины регулировщика – эти пешеходы делают шаг вперед. Другой группе движение запрещено – эти пешеходы делают шаг назад.

Победит тот из пешеходов, который допустит меньше ошибок.

Затем пешеходами и регулировщиком становятся другие ученики.

4. Вопросы для закрепления знаний.
*
Когда и где был установлен первый в мире светофор?
*
На что был похож светофор, установленный в 1929 году в Москве?
*
Как расположены сигналы в светофоре и почему?
*
Какие светофоры используются на железнодорожных переездах?
*
Какие светофоры используются для регулирования движения только пешеходов или только велосипедистов? Что на них изображено?
*
Какие светофоры регулируют движение только трамваев?
*
Что собой представляет жезл регулировщика и для чего он нужен?
*
Какие жесты регулировщика запрещают движение пешеходов и транспорта?
*
Для чего нужен регулировщику свисток?

5. Домашнее задание.

Мини-проект «Пешеходный светофор».

Учащиеся в группе или индивидуально изготавливают свою модель пешеходного светофора.

0