Занятие четвертое для начальной школы. Тема: Виды дорог в населенных пунктах. Перекресток.

Цель. Создать условия для развития у обучающихся умения различать виды дорог в населенных пунктах и перекрестков.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с видами автомобильных дорог в населенных пунктах и перекрестков; закрепить умения различать части дороги.
2. Создать условия для развития монологической и диалогической речи учащихся; умений анализировать, сравнивать и обобщать; творческого воображения; обогащения словарного запаса обучающихся и расширения детского кругозора.
3. Создать условия для воспитания культуры пешехода.

Оборудование: сборник сказок «Дорожные приключения Бимы, Бома и Бама» Кешишан Р.А. П Марченко.  М.Оредит А.В., Шмундяка В.Л.; распечатка сказки; мультимедийный электронный справочник «Виды городских дорог и перекрестков» (авторская разработка); таблицы с изображениями различных видов светофоров; детские словарики; листочки с таблицей для игры «Верите ли Вы, что ...».

                                                                                              Ход проведения

1.  Сообщение темы и цели занятия.

*
Сегодня мы с вами познакомимся с новым произведением из сборника сказок «Дорожные приключения Бимы, Бома и Бама» и узнаем о видах автомобильных дорог в населенных пунктах и перекрестков.

2. Стадия вызова. Игра «Верите ли Вы, что…».

Правила игры:

*
У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица, как у меня на доске. Цифрами я указала № вопросов.
*
Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что ...». Вы обсуждаете ответы в группах.
*
Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-».

Иллюстрация

Вопросы:

1)    … есть автомобили, которым разрешается нарушать Правила дорожного движения?

2)   … для того чтобы не было аварий, автомобили скорой помощи, пожарной и милицейской службы предупреждают о своем приближении громким звуком и мигающими синими и красными маячками?

3)   … водители, и пешеходы, услышав сирену скорой помощи или другого специального автомобиля, прекращают свое движение и уступают дорогу для проезда?

4)   … перекрестком называется место, на котором пересекаются две или более улиц и дорог?

5)   … шоссе – это самая широкая улица, по которой движутся автомобили, грузовики, автобусы и троллейбусы в четыре, шесть и даже восемь рядов.

6)   … проспект больше чем улица, но меньше чем шоссе. Проспекты в основном располагаются в центре города и предназначены для каждодневного движения легковых автомобилей.

7)  … бульвар – это пешеходная парковая полоса в центре обычной дороги, на которой растут деревья и прогуливаются пешеходы.

8)  … переулки, и проезды меньше улиц и, как правило, называются названиями улиц, к которым примыкают.

9)  … главная дорога главнее той дороги, которую пересекает.

10)  … заторы на дорогах называют «пробками».

3. Стадия осмысления. Прослушивание сказки «Первое настоящее задание» с последующим обсуждением.

I часть.

Проверка утверждений:

- Возьмите простой карандаш. Прочитайте текст, делая пометки карандашом:

V - уже знал, + - новое, ? - не понял.

Учащиеся читают текст сказки «Первое настоящее задание».

- Беседа по содержанию произведения.

*
В какие игры любили играть Бима, Бом и Бам?
*
В какую игру они решили поиграть?
*
Почему папа Бома решил взять детей с собой на наблюдательный пост ГИБДД?
*
Как вы думаете, для чего на дороге устанавливают такой пост?
*
Что нового узнали Бима, Бом и Бам на экскурсии по городу?
*
Чему они научились?

- Возврат к вопросам.

*
А теперь давайте вернемся к нашим вопросам, снова ответим на них и проверим, не ошиблись ли мы в своих предположениях. Я снова читаю вопросы. Вы проверяете ответы в группах и в 3-ей строке ставите нужный знак.

- Учитель читает вопросы, дети отмечают в 3-ей строке.

*
По каким вопросам наше мнение совпало? Объясните, почему вы так решили.
*
По каким вопросам ваше мнение изменилось? Почему?
*
О каком виде автомобильных дорог я вам не задавала вопроса? (О магистрали).
*
Что такое магистраль?

Физкультминутка.

II часть.

Демонстрация мультимедийного электронного справочника «Виды городских дорог и перекрестков» (знакомство с понятиями и ответы на вопросы).

*
Приведите примеры магистралей, шоссе, улиц, переездов, проспектов, бульваров, переулков.

Работа со словариками: запись новых понятий.

4. Стадия рефлексии.

*
Чему мы сегодня учились на уроке?
*
Что вам понравилось на уроке?
*
Для чего важно знать виды перекрестков и дорог в населенных пунктах?

5. Домашнее задание.

Составить транспортный маршрут от дома к школе и перечислить, какие дороги встречаются на пути. Например: «Я иду по Киселевской улице, сворачиваю на Никитский переулок и подхожу к школе со стороны Смоленского бульвара».

0