Занятия по ПДД

Педагоги должны помнить, что в процессе обучения детей Правилам дорожного движения нельзя ограничиваться лишь словесными объяснениями. Значительное место должно быть отведено практиче¬ским формам обучения: наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети могут изучать на практике правила для пешеходов, наблюдать дорожное движение, закреплять ранее полученные знания по правильному поведению на дороге.

Из системы мероприятий в ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

И.А. Агапова, старший воспитатель,

педагог-психолог ГОУ “Детский сад № 492” г. Москвы

Уроки по ПДД Очень интересной формой профилактики детского дорожно-транспортного травматизма являются целевые прогулки с воспитанниками детского сада.
Целевые прогулки направлены на закрепление дошкольниками знаний, полученных на занятиях по ПДД в группах. В каждой из возрастных групп целевые прогулки по обучению ребенка правильному поведению в дорожных ситуациях предусматривают свои задачи, темы и периодичность проведения.
Так, организуя целевые прогулки по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в младшей группе, воспитателю необходимо обратить внимание детей на работу светофора, на разные виды транспорта: легковые, грузовые автомобили, автобусы, трамваи. В процессе наблюдения учить различать и называть кабину, колеса, окна, двери. Учить отвечать на вопросы, а также наблюдать за играми “в улицу” старших детей.

Примерная тематика целевых прогулок:

*
Младшая группа:
• знакомство с дорогой;
• наблюдение за работой светофора;
• наблюдение за транспортом;
• пешеходный переход.

*
Средняя группа:
• знакомство с дорогой;
• сравнение легкового и грузового автомобилей;
• наблюдение за светофором;
• правила перехода проезжей части по регулируемому пешеходному переходу.

*
Старшая группа:
• элементы дороги;
• правила поведения на дороге;
• наблюдение за транспортом;
• прогулка пешехода;
• переход;
• перекресток;
• сигналы светофора;
• наблюдение за работой инспектора ДПС ГИБДД;
• прогулка к автобусной остановке, правила поведения на остановке.

*
Подготовительная группа:
• улицы и перекрестки;
• Правила дорожного движения;
• наблюдение за движением транспортных средств и работой водителя;
• наблюдение за работой инспектора ДПС ГИБДД;
• значение дорожных знаков;
• правила поведения на остановке и в общественном транспорте;
• пешеходный переход (подземный, надземный и наземный);
• пешеходный переход регулируемый и нерегулируемый.

Программа целевых прогулок по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в средней группе становится более широкой. Детей знакомят с жилыми и общественными зданиями, дорогой рядом с детским садом, транспортом, который движется по этой дороге, конкретными Правилами дорожного движения, с понятиями: “проезжая часть”, “одностороннее и двустороннее движение”, “пешеход”, “переход”, «светофор» и т.д .
В старшей группе целевые прогулки по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма организуются несколько раз в месяц. На них закрепляются представления детей о про¬езжей части; дети знакомятся с перекрестком, некоторыми дорожными знаками, получают более полные знания о правилах для пешеходов и пассажиров.
На целевых прогулках по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в подготовительной дошкольники наблюдают за движением транспорта, работой водителя, сигналами светофора. Расширяются знания детей о работе инспекторов ДПС ГИБДД, контролирующих и регулирующих движение на улице. Продолжается знакомство с назначением дорожных знаков и их начертанием. Закрепляется правильное упо¬требление пространственной терминологии (слева – справа, вверху – внизу, спереди – сзади, рядом, навстречу, на противоположной стороне, посередине, напротив, вдоль и т. д.). Дети должны научиться ориентироваться в дорожной обстановке, ее изменениях, правильно реагировать на них.
Основное отличие целевых прогулок по ПДД в ДОУ от занятия, проводимого на игровом участке или в игровой комнате, заключается в характере познавательной деятельности детей – непосредственном восприятии дорожных ситуаций, наблюдений за поведением пешеходов.

0