Образовательная программа школы ЮИД

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Школа юного инспектора движения
«В добрый путь!»

Возраст обучающихся: 10 – 12 лет
Срок реализации: 3 года

Автор:
Ирина Юрьевна Прасолова,
методист,
педагог дополнительного
образования

Пояснительная записка

Направленность объединения

Основная направленность программы – социально-педагогическая. По форме организации содержания и процесса педагогической деятельности она является предметной с упором на специализацию по профилактике безопасности дорожного движения. По уровню освоения материала данная образовательная программа – базовая. Ребята в процессе обучения знакомятся с основами работы инспекторов ГИБДД, осваивают основы первой доврачебной помощи.

Актуальность программы

1) Сфера дополнительного образования в школе играет большую роль в развитии ребенка. Она расширяет его кругозор, позволяет реализовать творческие возможности, определиться с выбором будущей профессии. Освоение правил безопасного поведения на дороге помогает детям уже в раннем возрасте сформировать активную жизненную позицию.

Несмотря на то, что движение ЮИД (юные инспектора движения) существует уже более 30 лет, это направление актуально и востребовано по сей день для детей младшего и среднего школьного возраста. Оно мобильно в своей деятельности и результативных характеристиках, способно реализовать спектр творческих возможностей и эмоциональных потребностей ребенка. В ходе работы по программе реализуется целый ряд воспитательных, обучающих и развивающих задач. Дети осваивают навыки инспектирования, учатся работать команде и выполнять индивидуальные задания, развивают в себе такие качества личности, как коммуникабельность, эрудиция и т.п.

2) Проблема безопасности дорожного движения в целом и детского дорожно-транспортного травматизма в частности возникла с появлением первого автотраспортного средства. С каждым годом число автомобилей на дорогах, особенно в крупных городах, растет, движение становится все более интенсивным, маленькому человеку все сложнее разобраться и сориентироваться в движущемся потоке машин и пешеходов.

В России ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий гибнет порядка тридцати тысяч человек и более 250 тысяч получают травмы, в том числе и около 27 тысяч детей и подростков до 16 лет. Только в Северо-Западном округе г. Москвы, где располагается более ста средних школ и дошкольных образовательных учреждений, по данным ОГИБДД УВД по СЗАО г. Москвы, в 2008 году произошло 112 ДТП с участием детей, в которых 2 ребенка погибло и 113 получили ранения, а в 2009 году в 113 ДТП 129 детей получили травмы разной степени тяжести.

К этой трагедии приводят незнание или безответственное несоблюдение основных правил дорожного движения, отсутствие элементарной культуры поведения на дороге, уважительного отношения участников движения друг к другу. Если даже ребенок, попавший в ДТП, не получил серьезных физических травм, ему пришлось пережить такое морально-психологическое потрясение, что его негативные последствия останутся в душе у пострадавшего на всю жизнь.

Чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, уверенно, безопасно в мире спешащих людей и машин, необходимо с раннего детства учить его правилам поведения в этом мире. Ведь всегда проще устранить причину, чем затем всю жизнь преодолевать ее последствия. А одна из причин того, что ребенок по своей недисциплинированности и безответственности попадает в ДТП, кроется в том, что родители НЕДОсмотрели, воспитатели НЕДОвоспитали, учителя НЕДОучили, сотрудники ГИБДД НЕДОорганизовали, водители НЕДОстаточно профессионально повели себя в непредвиденных обстоятельствах. Многие родители сегодня именно на школу возлагают ответственность за формирование у детей навыков культуры поведения на дорогах, устойчивой мотивации к сохранению и укреплению здоровья, потому что дети очень много времени проводят в образовательном учреждении. Хотя вклад семьи в процесс воспитания должен быть не менее серьезным и значительным. Только совместными усилиями можно добиться весомых результатов.

В свете складывающейся ситуации становится все более очевидным, что систему деятельности по изучению и пропаганде правил дорожного движения, агитации, профилактике и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма необходимо развивать и усовершенствовать. Чем раньше начнется процесс обучения правильным действиям на улице и дороге, тем шире будет возможность воспитания грамотного пешехода и значительного уменьшения дорожно-транспортного травматизма среди детей и подростков. Этой необходимостью и объясняется актуальность дополнительной образовательной программы «В добрый путь!».

Цели и задачи

Главная цель программы – практико-ориентированное образование учащихся в сфере основ безопасности жизнедеятельности, направленное на предупреждение и снижение детского дорожно-транспортного травматизма.

Для реализации этой цели в ходе обучения необходимо решить целый ряд воспитательных, развивающих, образовательных и организационно – практических задач, в число которых входят:

* Развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
* Создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, а так же творческой самореализации личности ребенка через деятельность в отряде ЮИД;
* Развитие качеств личности и способностей учащегося, способствующих наиболее полному раскрытию его как юного помощника инспекторов ГИБДД (коммуникативных качеств, эрудированности, наблюдательности, аналитических способностей и т.д.), мотивация обучающихся к совершенствованию через развитие целого спектра творческих навыков;
* Формирование «Я» - концепции, адаптация к социуму;
* Развитие потребности в социальной инициативе и гражданской позиции;
* Всестороннее развитие творческих способностей посредством совместного социального творчества.

Также для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

Образовательные:

* повышение уровня знаний учащихся по ПДД РФ;
* усвоение требований разделов ПДД, которые касаются пешеходов, пассажиров, велосипедистов;
* пособствование выработке навыков по оказанию первой доврачебной помощи;
* способствование приобретению навыков социально значимой деятельности (волонтерской, пропагандистской и пр.) по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Развивающие:

* развивать умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
* способствовать развитию у детей и подростков быстроты реакции, внимательности, наблюдательности, зрительного и слухового восприятия, логического мышления, самообладания, находчивости, иных личностных качеств, способствующих улучшению поведения на улицах и дорогах.

Воспитательные:

* воспитывать дисциплину и ответственность за свое поведение на дороге;
* выработка культуры поведения в транспорте и дорожного этикета;
* формирование сознательности и ответственного отношения к собственной жизни и здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

Решение данных задач способствует не только достижению поставленной программой цели, но и создает условия для формирования компетентностей, принятых в образовательной системе г. Москвы.

Данная дополнительная образовательная программа способствует:

* умственному развитию – учащиеся закрепляют знания по безопасности дорожного движения, учатся логически выстраивать свои мысли и грамотно их излагать, обобщать полученную информацию, выстраивать диалог;
* нравственному воспитанию – через занятия у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки безопасного поведения на дороге, формируется общая система ценностей – уважительное отношение к людям, развитие личностных качеств (самостоятельности, аккуратности, ), личной ответственности за поведение на дороге, за сохранение собственной жизни и здоровья, их дисциплинированности как участников дорожного движения;
* эстетическому воспитанию – участвуя в художественных, литературных, иных творческих конкурсах, учащиеся повышают свой общекультурный уровень.

Возраст учащихся

Данная программа рассчитана на обучение детей 10-12 лет. Поскольку именно в этом возрасте начинается осознанное формирование личности ребенка, дети могут осваивать теоретические и практические знания, умения, навыки, связанные с деятельностью юных инспекторов движения, в том числе и технические. В группе предполагается не более 10-15 человек, набор свободный, состав постоянный.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на три года и содержит всего 324 часа:

1 год обучения: 3 часа в неделю продолжительностью 40 минут, 2 раза по 1,5 часа;.

2 год обучения: 3 часа в неделю продолжительностью 40 минут, 2 раза по 1,5 часа;

З год обучения: 3 часа в неделю продолжительностью 40 минут, 2 раза по 1,5 часа;

Формы занятий

Для проведения занятий по основам журналистики используются следующие формы:

* Индивидуальные: при выполнении учащимися практических заданий;
* Групповые: при выполнении учащимися практических заданий;
* Коллективные: на теоретических занятиях и при выполнении учащимися практических заданий.

Формы подведения итогов реализации программы и критерии оценивания результатов

Диагностика образовательных результатов обучающихся производится на основе комплексного психолого-педагогического мониторинга. Мониторинг проводится в нескольких направлениях.

1) Один раз в полгода оценивается развитие мотивации личности к познанию и творчеству. На основе наблюдений определяется уровень мотивации обучаемого (низкий, средний, высокий) и заносится в таблицу. Главными критериями оценки в данном случае является уровень творческой активности подростка: количество творческих материалов, выполненных подростком самостоятельно на основе изученного материала, а так же качество выполненных работ (соответствие тем требованиям, которые заложены в теоретической части образовательной программы) как по заданию педагога, так и по собственной инициативе;

2) По итогам учебного года оценивается приобретение опыта индивидуальной и коллективной деятельности. Количественный уровень в баллах определяется по результатам участия учащихся в городских, областных, всероссийских конкурсах по литературному творчеству и журналистике (Слет юных инспекторов движения «Безопасное колесо» и др.).

3) Оценивается уровень сформированности ключевых компетентностей:

- коммуникативной

- информационной

- компетентность решения проблем

В течение всего года обучения оценивается деятельность обучающихся по 10 бальной системе. Оценивается различные виды деятельности:

А) работа на занятии (1 раз в месяц),

Б) выполнение домашних заданий (после изучения темы),

В) участие в конкурсах различного уровня,

Г) участие в подготовке и проведении различных мероприятий в качестве:

а) организатора, б) исполнителя, в) участника, г) зрителя.

Д) личностный рост обучающегося, развитие его коммуникабельности, умения работать с информацией, умение решать возникающие в процессе обучения проблемы;

Десятибалльная система оценивания используется в первую очередь для того, чтобы недостаточный уровень полученного балла не влиял на уровень самооценки ребенка, а так же позволял педагогу более гибко оценивать достижения воспитанников. Для оценки личностного роста может использоваться цветограмма.

В числе используемых для оценивания средств и способов оценки результатов используются следующие формы: - анализ продукта деятельности, - педагогическое наблюдение; - зачеты. Для фиксации результатов используются: журнал учета работы педагога дополнительного образования, в котором выставляются оценки (для фиксации предметных результатов).

Чтобы получить полный текст данной методической разработки, необходимо заполнить регистрационную форму. Все поля заявки обязательны для заполнения.

Пусть ваши дороги всегда будут безопасными!

ЗАЯВКА НА ПОЛУЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ «В добрый путь!»

0