Школа юного журналиста "ПерекрестОК"

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Школа юного журналиста «ПерекрестОК»

Возраст обучающихся: 12 – 17 лет
Срок обучения: 3 года

Авторы:

Максим Германович Белугин,

Заместитель начальника отдела организации
межведомственного взаимодействия и
пропаганды безопасности дорожного движения
ДОБДД МВД РФ

Ирина Юрьевна Прасолова,

методист, педагог дополнительного образования

Владимир Леонидович Шмундяк

Руководитель структурного подразделения
ЦДТ «Щит»

Пояснительная записка

Направленность объединения

Направленность программы — культурологическая. По форме организации содержания и процесса педагогической деятельности она является предметной в области журналистики, ориентированной на специализацию в газетном деле и подготовки материалов для интернет–ресурсов. По уровню освоения материала данная образовательная программа — базовая. Она включает в себя элементы профессионального ориентирования, а также интегрированные темы по безопасности дорожного движения, научно–исследовательской и проектной деятельности.

Актуальность программы

1) « ... Подросток настолько неожиданно выскочил на дорогу, что водитель не успел вовремя затормозить и совершил на него наезд, после чего мальчика отбросило на встречную полосу движения, где произошел повторный наезд уже автомобилем «Газель». В результате происшествия парень получил закрытую черепно-мозговую травму, множество переломов, ссадин и ушибов» — из новостной ленты одного из информационных ресурсов интернета. И такие новости появляются в СМИ ежедневно, поскольку наши дети каждый день становятся участниками дорожного движения. За год в России в результате ДТП около двадцати тысяч детей и подростков получают травмы разной степени тяжести, становятся инвалидами, а порядка тысячи погибают на дороге. Одна из основных причин того, что детский дорожно-транспортный травматизм находится на высоком уровне — низкая культура поведения людей на дороге.

Задача нас, взрослых, — с юных лет воспитать в детях ответственность за свою жизнь и здоровье, внимательность, понимание важности правильного поведения на дороге. В современных условиях необходимы новые формы и методы работы, новый подход к образовательному процессу по безопасности дорожного движения. Таким инновационным ходом, на наш взгляд, является интеграция данной темы с предметами дополнительного образования.

Сфера дополнительного образования расширяет кругозор ребенка, позволяет реализовать его творческие возможности, определиться с выбором будущей профессии, помогает сформировать социально активную жизненную позицию детей и подростков по отношению к актуальным проблемам современной действительности, в число которых входит и профилактика детского дорожно – транспортного травматизма.

Для ребенка в каждом деле главное — интерес и самовыражение. Интеграция образовательного процесса по изучению Правила дорожного движения (ПДД) в различные творческие направления деятельности поможет заинтересовать ребенка, повысить его мотивацию к изучению ПДД, расширить сферу его самореализации. Одним из таких направлений является обучение основам журналистики, газетного дела и сетевой коммуникации. Ведь именно СМИ играют огромную роль в формировании общественного мнения по актуальным проблемам (в данном случае — по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма), социальная реклама актуализирует их для общества, формирование информационного пространства по теме позволяет расширять кругозор аудитории, пополнять их базу знаний по проблеме. Интеграция журналистики и тем по безопасности дорожного движения способствуют формированию информационной культуры подростков, закреплению навыков правильного поведения на дороге, распространению приобретенного социального опыта по пропаганде безопасности дорожного движения среди сверстников через практическую работу в школьных СМИ, в интернет–сообществах.

К этой трагедии приводят незнание или безответственное несоблюдение основных правил дорожного движения, отсутствие элементарной культуры поведения на дороге, уважительного отношения участников движения друг к другу. Если даже ребенок, попавший в ДТП, не получил серьезных физических травм, ему пришлось пережить такое морально-психологическое потрясение, что его негативные последствия останутся в душе у пострадавшего на всю жизнь.

Чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, уверенно, безопасно в мире спешащих людей и машин, необходимо с раннего детства учить его правилам поведения в этом мире. Ведь всегда проще устранить причину, чем затем всю жизнь преодолевать ее последствия. А одна из причин того, что ребенок по своей недисциплинированности и безответственности попадает в ДТП, кроется в том, что родители НЕДОсмотрели, воспитатели НЕДОвоспитали, учителя НЕДОучили, сотрудники ГИБДД НЕДОорганизовали, водители НЕДОстаточно профессионально повели себя в непредвиденных обстоятельствах. Многие родители сегодня именно на школу возлагают ответственность за формирование у детей навыков культуры поведения на дорогах, устойчивой мотивации к сохранению и укреплению здоровья, потому что дети очень много времени проводят в образовательном учреждении. Хотя вклад семьи в процесс воспитания должен быть не менее серьезным и значительным. Только совместными усилиями можно добиться весомых результатов.

Кроме того, обучение основам журналистики поможет подросткам в первоначальной профессиональной ориентации. Из всего курса журналистских дисциплин газетная специализация и навыки работы с текстами для интернета наиболее приемлема в школе, потому что именно газета чаще всего применяется в практике учебно–воспитательного процесса средних общеобразовательных учебных заведений, а использование ресурсов глобальной сети в современных условиях стало неотъемлемой частью развития подрастающего поколения. В ходе работы над выпуском газет и информационного наполнения сайтов, развития коммуникации обучающихся в социальных сетях реализуется целый ряд воспитательных, обучающих и развивающих задач. Подростки осваивают навыки журналистской профессии, учатся работать в команде и выполнять индивидуальные задания, развивают в себе такие качества личности, как коммуникабельность, эрудиция и т.п.

2)Жизнь современного человека проходит в условиях все возрастающих информационных потоков, которые воздействуют на людей, изменяя их знания, восприятие событий и, как результат, понимание окружающего мира в целом. Значительная роль в этом процессе отводится журналистике. В настоящее время понятием «журналистика» обозначаются как непосредственная продукция журналистской деятельности и многообразие профессий, с ней связанных, так и соответствующий предмет изучения и преподавания.

Теоретики и практики педагогики выделяют в любом профессиональном образовании академически– и практико–ориентированную образовательную модели. В первом случае мы имеем дело с подготовкой исследователей в той или иной сфере, во втором ориентируемся на приобретение практических навыков и умений для работы в конкретной отрасли. Применительно к журналистике академически-ориентированная модель готовит преподавателей журналистики или аналитиков для мониторинга СМИ. А практико–ориентированная модель журналистского образования направлена на подготовку редакционных работников. Но в чистом виде ни одна из этих моделей в российской образовательной системе не функционирует. В высшем образовании в советское время сложилась смешанная модель, которую поддерживают Госстандарт и система комплексной оценки деятельности ВУЗов. В ней превалирует академический модуль. Но сегодня можно констатировать тот факт, что постепенно происходит переориентация на расширение сферы действия на практико – ориентированный подход к обучению, обозначилась востребованность начальной подготовки по журналистике в рамках дополнительного школьного образования. Это обусловлено тем, что при поступлении на факультеты журналистики российских ВУЗов абитуриенты сдают творческий конкурс, который подразумевает наличие портфолио с журналистскими работами.

Данная образовательная программа направлена на решение таких задач, как развитие коммуникативных качеств личности подростков, развитие и поддержка их литературных талантов, ранняя профессиональная ориентация, формирование социально-активной личности, способной к творческой деятельности по преобразованию действительности и самого себя. Кроме того, информационное сопровождение такой тематики, как безопасность дорожного движения, дополнительное закрепление знаний по Правилам дорожного движения, направлено на решение целого спектра образовательных, воспитательных и развивающих задач. Среди них — повышение общей культуры поведения на дороге у детей и подростков, развитие внимательности, собранности, умения быстро и четко принимать решения в сложной дорожной ситуации, создание условий для положительного социального опыта по распространению знаний Правил дорожного движения. Немаловажным в данном интегрированном образовательном процессе является тот момент, что юные журналисты, отрабатывая первые профессиональные навыки, расширяют зону своей компетентности по проблемам безопасности дорожного движения. Это поможет существенно уменьшить количество фактических ошибок, допускаемых журналистами в материалах о дороге. Допуская неточности в терминологии, автор тем самым негативно влияет на поведенческую культуру читателей как участников дорожного движения. Но это происходит не потому, что сознательно хочет этого, а в силу того, что и сам не разбирается в тонкостях темы. Действительность «взрослой» журналистики такова, что чаще всего авторы–новостийщики являются универсалами, освещая параллельно несколько тем. Процесс выпуска газет, особенно если это ежедневные общественно–политические издания, поставлено на конвейер, нужно сдавать материалы на разную тематику в режиме нон-стопа, тем более, в современных экономических условиях далеко не каждое издание, особенно в регионах, может позволить себе набрать такой штат корреспондентов, в котором у каждого будет своя профильная тема. Это является одной из причин возникновения фактических ошибок в материалах о дорожном движении. Да и профильные факультеты журналистики, делая упор на определенные журналистские специализации (собственный корреспондент, специальный корреспондент, фотокорреспондент и т.д.), не уделяют должного внимания тематической специализации.

Новизна программы заключается в том, что освоение основ безопасного поведения на дороге идет через творческое осмысление детьми и подростками проблемы в результате подготовки журналистских материалов. Это не просто создание тематического СМИ о безопасности дорожного движения, это создание определенного информационного поля, способствующего формированию общественного мнения, определенной социальной позиции, культуры поведения подрастающего поколения на дорогах.

Адаптация программы проведена в соответствии с возрастом учащихся и теми условиями дополнительного образования, которые складываются на сегодняшний день в школе № 115 СЗОУО г. Москвы. В программе выделяется три блока: 1. Основы массовой коммуникации и журналистики; 2. Основы газетного дела; 3. Основы безопасного поведения на дороге. Учебно–тематический и календарно–тематический планы всех трех блоков представляют собой единое целое, часть тем курса относиться к общим основам журналистики и сетевой коммуникации, часть направлена на специализацию в газетном деле. Блок по правилам дорожного движения в основном строится из практических занятий с минимумом теоретического материала и органически вписывается в изучаемый материал по журналистике.

Цели и задачи

Главная цель программы — практико-ориентированное образование учащихся в сфере журналистики, направленное на профессиональное самоопределение подростков.

Для реализации этой цели в ходе обучения необходимо решить целый ряд задач, в число которых входят:

* Развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству (в данном случае — литературному);
* Формирование целостного представление о мире, основанного на приобретенных ЗУНах и способах деятельности в сфере журналистики (поскольку профессиональная деятельность журналиста невозможна без целостной картины мира);
* Создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, а так же творческой самореализации личности ребенка через литературную и журналистскую деятельность;
* Развитие качеств личности и способностей учащегося, которые помогают наиболее полному его раскрытию как будущего журналиста (коммуникативных качеств, эрудированности, наблюдательности, аналитических способностей и т.д.);
* Создание условий для повышения культуры поведения на дороге и социальной активности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через творческую деятельность учащихся в сфере журналистики и сетевой коммуникации.

Решение данных задач способствует не только достижению поставленной программой цели, но и создает условия для формирования компетентностей, принятых в российской образовательной системе.

Возраст учащихся

Данная программа рассчитана на обучение детей 12 – 17 лет. Поскольку именно в этом возрасте начинается осознанное формирование личности ребенка, их первоначальная профессиональная ориентация, они могут осваивать теоретические и практические знания, умения, навыки, связанные с профессией журналиста, в том числе и технические. В группе предполагается не более 15 человек, набор свободный, состав постоянный.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на три года и содержит всего 432 часа:

1 год обучения. 4 часа в неделю продолжительностью 45 минут: 2 раза по 2 часа;

2 год обучения. 4 часа в неделю продолжительностью 45 минут: 2 раза по 2 часа;

З год обучения. 4 часа в неделю продолжительностью 45 минут: 2 раза по 2 часа.

Формы занятий

Для проведения занятий по основам журналистики используются следующие формы:

* Индивидуальные: при выполнении учащимися практических заданий;
* Групповые: при выполнении учащимися практических заданий;
* Коллективные: на теоретических занятиях и при выполнении учащимися практических заданий.

Формы подведения итогов реализации программы и критерии оценивания результатов

Диагностика образовательных результатов обучающихся производится на основе комплексного психолого–педагогического мониторинга. Мониторинг проводится в нескольких направлениях.

1. Один раз в полгода оценивается развитие мотивации личности к познанию и творчеству. На основе наблюдений определяется уровень мотивации обучаемого (низкий, средний, высокий) и заносится в таблицу. Главными критериями оценки в данном случае является уровень творческой активности подростка: количество творческих журналистских материалов, выполненных подростком самостоятельно на основе изученного материала, а так же качество выполненных работ (соответствие тем требованиям, которые заложены в теоретической части образовательной программы) как по заданию педагога, так и по собственной инициативе;

2. По итогам учебного года оценивается приобретение опыта индивидуальной и коллективной деятельности. Количественный уровень в баллах определяется по результатам участия учащихся в городских, областных, всероссийских конкурсах по литературному творчеству и журналистике (запланировать участие в конкурсах — пока заочно).

3. Оценивается уровень сформированности ключевых компетентностей:
- коммуникативной
- информационной
- компетентность решения проблем

В течение всего года обучения оценивается деятельность обучающихся по 10 бальной системе. Оценивается различные виды деятельности:
А) работа на занятии (1 раз в месяц),
Б) выполнение домашних заданий (после изучения темы),
В) участие в конкурсах различного уровня,
Г) участие в подготовке и проведении различных мероприятий в качестве:
а) организатора, б) исполнителя, в) участника, г) зрителя.
Д) личностный рост обучающегося, развитие его коммуникабельности, умения работать с информацией, умение решать возникающие в процессе обучения проблемы;

Десятибалльная система оценивания используется в первую очередь для того, чтобы недостаточный уровень полученного балла не влиял на уровень самооценки ребенка, а так же позволял педагогу более гибко оценивать достижения воспитанников. Для оценки личностного роста может использоваться цветограмма.

В числе используемых для оценивания средств и способов оценки результатов используются следующие формы: – анализ продукта деятельности (журналистских материалов), – педагогическое наблюдение; – зачеты. Для фиксации результатов используются: журнал учета работы педагога дополнительного образования, в котором выставляются оценки (для фиксации предметных результатов).

Для оценки промежуточных результатов деятельности творческого объединения один раз в 3 месяца педагог готовит отчет о проделанной работе. В нем отражается количество выполненных учащимися заданий по теме безопасности дорожного движения (с приложением детских работ или указанием ссылок на интернет–ресурсы, где работы размещены), участие в мероприятиях (конкурсах и т.д.). В конце учебного года педагог готовит отчетную папку по работе творческого объединения на основе технологии портфолио. С начала учебного года каждый ребенок объединения ведет собственную творческую папку, в которой собираются все творческие работы, выполненные в ходе обучения, грамоты, дипломы и другие наградные материалы за достижения, таблица успеваемости. Педагог по итогам учебного года делает копии портфилио каждого ученика и представляет обобщенный анализ работы объединения: трудностей, эффективности использования образовательных методик программы, сохранности контингента на начало и конец учебного года, планы и перспективы развития творческого объединения на новый учебный год, предложения по организации учебного процесса по программе.

Чтобы получить полный текст данной методической разработки, необходимо заполнить регистрационную форму. Все поля заявки обязательны для заполнения.

Пусть ваши дороги всегда будут безопасными!

ЗАЯВКА НА ПОЛУЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ «ПерекрестОК»

0