03.07.2013 Учимся учить детей

image001.jpg

За много тысячелетий существования человеческая жизнь изменилась. Но вместе с течением эволюции и расцветом цивилизации жизнь не стала безопаснее. Место мамонтов и саблезубых тигров заняли автомобили и, сегодня они являются не только роскошью и средством передвижения, но и предметом повышенной опасности.

Прогресс сопровождается ростом количества транспортных средств на дорогах. Повседневная жизнь человека становится все более технологичной и предъявляет новые требования к уровню просвещенности и грамотности детей и взрослых. Обыденные действия - движение по улице, поездка на транспорте таит в себе потенциальную опасность для нашего здоровья и жизни.
Статистика детского дорожного травматизма неумолима. И в этом есть часть нашей ответственности. Да, мы учим детей Правилам дорожного движения с детства, но не учитываем, что изменился характер улицы: количество транспортных средств, состояние дорог, техническое качество автомобилей. И важно помнить, что всегда присутствует очень значимая единица – человеческий фактор.
Дети знают - зеленый человечек на светофоре означает, что пешеходы могут переходить дорогу. Но сегодня он вряд ли может гарантировать полную безопасность. Кто-то из водителей был невнимателен и "проскочил" на красный сигнал светофора. Кто-то срывается на зеленый, не давая возможности пешеходам дойти до тротуара. Спешка, нежелание пользоваться Правилами дорожного движения все эти факторы создают опасность. В огромном потоке информации, психологической нагрузки, стремительной жизни возрастает психическая напряженность не только водителя, но и пешехода.
Психологическими причинами детского дорожного травматизма являются: возбужденное, насыщенное эмоциями состояние ребенка, вызванное полученной оценкой в школе, отношениями с родителями и сверстниками и т.д. Такое состояние способствует снижению внимания, а значит и способности быстро и адекватно реагировать на приближающуюся опасность.

Другой важной причиной может стать психологическая неготовность и неумение ребенка вести себя в чрезвычайной ситуации – это страх, паника, невозможность собраться и принять быстрое решение. И, конечно же, мы, взрослые, наглядный пример и образчик поведения на дорогах. Известно, что усвоение правил безопасности движения ребенком зависит от такого фактора как личный пример старших. Любой разговор с ребенком о том, на какой сигнал светофора следует переходить улицу, теряет всякий смысл при виде перебегающих “на красный свет” родителей. Авторитет всегда весомее всяких слов. Ваш личный пример поведения станет нормой поведения для ваших детей!
Обучение ребенка Правилам дорожного движения должно носить системный характер и обеспечивать максимальную вовлеченность ребенка в учебный процесс. Умение правильно вести себя на дороге не является результатом статичного знания, переданного ребенку, а требует и усвоения знаний, и опыта поведения в имитирующих ситуациях, и навыков самоконтроля, и наглядного примера близких.
Обучая ребенка Правилам дорожного движения, лучше учить его не автоматически доверять зеленому свету светофора, а «перестраховываться», убеждаться, что автомобили остановились, и переход проезжей части безопасен.
В психологии есть понятие «внутренний локус контроля» - позиция, при которой ответственность за события в своей жизни человек берет на себя. В поведении на дороге лучше следовать этой тактике – обеспечивать себе максимальную безопасность и учить этому ребенка. Ведь контролировать себя проще и эффективнее, чем мир вокруг…
Современный мир предоставляет человеку максимальный комфорт, автомобили и другие транспортные средства – неотъемлемая его часть, так давайте будем идти в ногу со временем и применять разнообразные, эффективные формы обучения наших детей!

Возможно, что аудио сборник сказок «Дорожные приключения Бимы, Бома и Бама», где главные герои такие же дети как и юные слушатели, поможет малышам спроецировать их безопасное поведение на возникающие с ними ситуации на дорогах. Поможет спокойно, уравновешенно усвоить достаточно сложную информацию о ПДД. Данные сказки рассказывают о непреложных истинах, которые, казалось бы, знает каждый взрослый:

10. Не проходите мимо шалящей на проезжей части детворы.
11. Остановите ребенка, который пытается перебежать дорогу в неустановленном месте, или на запрещающий сигнал светофора.
12. Научите ребенка не только видеть, но и слышать улицу.
13. Развивайте у ребенка наблюдательность за дорогой.
14. Делитесь своим опытом. Подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра дороги, остановку для пропуска транспортного средства. Объясните необходимость таких действий.
15. Учите ребенка всматриваться вдаль, и тогда не будет неизвестно откуда взявшегося автомобиля.
16. Научите обращать внимание на сигналы автомобиля (указатели поворота, заднего хода, тормоза).
17. Привейте навык спокойного, уверенного поведения на улице. Уходя из дома, не опаздывайте, выходите заблаговременно.
18. Позаботьтесь об одежде своих детей. Одежда должна быть яркой. Это не только дань моде, но еще и гарантия безопасности.

По материалам сайта ГИБДД

0