Основы безопасного поведения в школьных коллективах

Лагерь "Автостарт"

Детские школьные образовательные учреждения представляют собой сложный институт межличностного общения людей разных возрастов и иногда социальных групп. Попадая в такую среду, ученик или учитель сразу сталкивается с необходимостью разобраться в различных ролевых взаимосвязях, внутренних отношений в коллективе, научиться правилам безопасного поведения и существования среди представителей разных течений и направлений деятельности. Проходит порой немало времени, чтобы понять построение связей и включиться в жизнь коллектива.

Молодым учителям требуется иногда несколько лет, чтобы стать полноценным членом трудового коллектива, а вот ученики далеко не все проходят успешно период адаптации. И если ребенку вовремя не придти на помощь, в некоторых случаях он вообще не может найти общий язык ни с детьми, ни с учителями. Взрослым в таких ситуациях важно проявить понимание и дальновидность, чтобы такой ученик (особенно в подростковом возрасте) смог найти свое место, принял сам и был принят окружающими его людьми.

 

Помимо школы, в формировании социально-педагогической среды принимают участие кружки и секции, дополнительные факультативы, в том числе на базе школ созданные классы безопасности дорожного движения (БДД). И здесь тоже имеет место построение в процессе взаимоотношений определенной субординации, как внутри взрослого педагогического коллектива, так и внутри детского. Кроме того, присутствуют определенно выстроенные отношения между педагогами и учениками, учителями и родителями учеников, которые тоже обуславливаются целым рядом объективных и субъективных факторов. Причем, помимо складывающихся формальных отношений в коллективе, всегда присутствуют и неформальные отношения во всех слоях педагогического сообщества. Как правило, внутри взрослого педагогического коллектива неформальные отношения выстраиваются на основании возраста учителей, их профессиональных и личных качеств, стажа работы (например, в области организации безопасности дорожного движения ).

 

Детский коллектив также, помимо официальных отношений, всегда имеет неформальных лидеров и аутсайдеров. Здесь роли распределяются исходя из множества данных – физических, материальных, интеллектуальных. Школьные коллективы – это всегда сочетание очень разных по возрасту, социальному и материальному положению людей с присущими всем сообществам проблемами, конфликтами и противоречиями. В связи с этим педагогам при общении с детьми необходимо учитывать повышенную эмоциональную и нервную обстановку, которая так часто возникает в школьных коллективах.

0